СОДЕРЖАНИЕ
- Литературный обзор состояния вопроса.
- История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.
- История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.
- Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
- Психолого-педагогический портрет класса, (группы) обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
- Педагогический опыт.
- Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
- Актуальность педагогического опыта.
- Научность в представляемом педагогическом опыте.
- Результативность педагогического опыта.
- Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
- Технологичность представляемого педагогического опыта.
- Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
- Выводы.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА
- История темы педагогического опыта в педагогике и в данном образовательном учреждении.
Проектные идеи в педагогике не новы. Метод проектов разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.
Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
- проблематизация учебного материала
- активность ребёнка
- связь обучения с жизнью, игрой, трудом
В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Так, тема “Работа в гончарной комнате” предполагала не только формовку, роспись и обжиг различной посуды, но и получение знаний о составе и свойствах глины, географии ее залежей, равно как и проведение загородных экскурсий, посещение музеев и библиотек.
После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.
Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации.
Проектная технология широко распространена в американских и японских школах. В переводе с латинского означает «самостоятельный поиск пути» («брошенный вперед»).
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу.
Опыт возник в условиях общеобразовательной школы №17.
На мой взгляд, постепенно становятся невостребованными рефераты и доклады, скачанные учащимися из Интернета. Я считаю, что такие виды работ не развивают творческого потенциала школьников и мало что дают в образовательном смысле. Гораздо интереснее что-то создавать самим, так сказать, решать проблему в прикладном плане. Этим я и занимаюсь с ребятами , используя проектную деятельность на уроках и во внеурочное время.
История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.
Работа над данной темой опыта велась на протяжении пяти лет, с сентября 2009 года по сегодняшний день и была организована в несколько этапов. С 2009 года на этапе выявления и изучения опыта происходил сбор материала, его апробация, велась работа с различными источниками. Затем в течение четырёх лет опыт накапливался, систематизировался материал, отбирались оптимальные приемы .
С 2013 года опыт распространялся в различных формах:
- в форме выступлений на педагогических советах и семинарах в образовательном учреждении, на курсах повышения квалификации;
- в форме публикаций в «Архиве учебных программ и презентаций» информационно-образовательного интернет-портала RusEdu.ru;
- на страницах СМИ «Завуч.Инфо»; на «Учительском портале».
Работа по данной теме опыта продолжается и сейчас.
Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Исследовательский проект – по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д.».
Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности. Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках развития речи.
Краткосрочные проекты занимают 4 – 6 уроков.
Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя, на их выполнение требуется 30 – 40 учебных часов. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными. Такое глубокое «погружение» делает проектную неделю оптимальной формой организации данной деятельности. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится на городских научно-практических конференциях.
Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, учащиеся 5 – 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. 7 – 8–классники любят работать над практико-ориентированными проектами – их уже значительный школьный опыт гарантирует успех в такой работе. Старшие подростки, учащиеся 9-х и 10-х классов, успешно справляются с исследовательскими проектами, у них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. Ну и практически все учащиеся 5 – 10 классов охотно выполняют творческие проекты.
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КЛАССА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Базой для формирования представляемого опыта являются учащиеся 10, 6 классов:
1-ая группа – выпуск 2011-2012 года;
2-ая группа – в настоящее время 9 «Б» класс.
В 10«А» классе обучалось 29 учащихся. Класс разноуровневый. Большинство ребят учились хорошо, имели высокий уровень учебной мотивации. Эмоциональный климат в классе положительный. Многие ученики класса – активные участники школьных и муниципальных конкурсов, предметных олимпиад, литературных праздников, викторин. Четверо учащихся являлись членами научного общества, неоднократно представляли свои работы на научно-практическую конференцию «Шаги в науку». На базе класса неоднократно проводились открытые уроки, мероприятия для педагогов школы и района. Учащиеся бывшего 6 , ныне 9 «Б» класса представляют собой хорошо слаженный, дружный детский коллектив, в котором постоянно уделяется внимание формированию коммуникативных навыков. Именно в этом классе был организован проект «Лингвистический консилиум», итогом которого стал флэш-моб «Береги родной язык».
3.ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
3.1.Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика и учителя, а с другой стороны – целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов.
В своей работе я использую следующие типы проектов:
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Примером такого проекта является работа, которую проводила группа моих десятиклассников по следующей теме : «Проблема выбора в произведениях русских писателей 19-го века». Данная тема была продолжена и в одиннадцатом классе, причем рамки её были расширены, так как учащиеся включили в исследование произведения и зарубежных писателей 20-го века.
2.ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления.
Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха,
альбома и т.д. Примером такого проекта может послужить видеофильм, представленный мной на конкурс «Рождественская звезда» в 2013 году.
Творческий проект может выполняться и на уроке. Так, по повести Гоголя «Тарас Бульба» мы создавали сценарий диафильма. Дома ребята рисовали «кадры», потом сканировали их. Озвучивая фильм, работали над выразительным чтением отрывка.
РОЛЕВО-ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ.
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
При изучении творчества английского драматурга Б.Шоу я предложила в качестве завершающего аккорда инсценирование пьесы «Пигмалион», что имело не только огромный успех у старшеклассников нашей школы, но и ребят других учебных заведений.
- ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение на конференции). Данный тип проектной деятельности с успехом применялся мною для подготовки выступлений учащихся на научно-практических конференциях : проект «Тургенев-сказочник» занял первое место не только на муниципальном уровне, но и на зональном.
Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:
- интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы):
- творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умения прогнозировать последствия того или иного явления);
- коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).
В итоге школьники, научившись определять образовательные потребности и восполнять пробелы под руководством преподавателя и самостоятельно, приучаются к активному освоению учебного материала и испытывают радость от овладения новыми способами деятельности.
3.2. Актуальность педагогического опыта.
Актуальность опыта вытекает из потребности совершенствования системы обучения, стимулируемой социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим, и в этом, по моему глубокому убеждению, помогает проектная деятельность.
3.3. НАУЧНОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ.
Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причём проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта.
Ещё одно отличие проекта – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.
Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения.
Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, то есть удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.
Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчёт о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснование, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.
На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.
3.4.Результативность педагогического опыта.
Главным результатом моей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
Учитель должен сформировать в школе личность, обладающую навыками 21 века:
– Информационные и коммуникационные навыки;
– Навыки решения проблем;
– Навыки межличностного общения и самоконтроля;
– Медийные навыки;
Эти надпредметные навыки и компетенции возможно сформировать только в реальной деятельности. Поэтому проектная деятельность видится мне наиболее перспективной для достижения главной цели школы, так как она отвечает возможности самостоятельной и исследовательской работы.
Достижения обучающихся
№ | Мероприятие | Уровень | Сроки | ФИ ученика | Класс | Форма участия | Результат |
1 | Конкурс сочинений «Моя мама» | Муници- пальный | Октябрь2011г. | Дмитриева Полина | 10 | Сочинение | I место |
2 | Олимпиада по литературе | Муници- пальный | Ноябрь 2010 г. | Дмитриева Полина | 10 | Рецензия | I место |
3 | Олимпиада по литературе | Муници- пальный | Ноябрь 2011г. | Дмитриева Полина | 11 | Рецензия | I место |
4 | Олимпиада по литературе | Региональ ный | Январь 2012г. | Дмитриева Полина | 11 | Рецензия | I место |
5 | Олимпиада по литературе | Всерос- сийский | Март 2012г. | Дмитриева Полина | 11 | Всероссийская олимпиада школьников по литературе. | Призёр |
6 | Научно-практичес кая конференция «Шаги в науку». | Муници- пальный | Февраль 2011г. | Котенёва Диана | 9 | Научный проект | I место |
7 | Научно-практичес кая конференция «Шаги в науку». | Региональ- ный | Февраль 2011г. | Котенёва Диана | 9 | Научный проект | II место |
8 | Научно-практичес кая конференция «Шаги в науку». | Муници- пальный | Февраль 2013г. | Костюченко Елена | 6 | Научный проект | I место |
9 | Научно-практичес кая конференция «Шаги в науку» | Региональ- ный | Октябрь 2013г. | Костюченко Елена | 6 | Научный проект | III место |
10 | Всероссийский конкурс «Шаги в науку». | Всероссий- ский | Февраль 2014г. | Куркаева Екатерина | 9 | Научный проект | II место |
11 | Конкурс «Русский медвежонок» | Муници-пальный | Февраль 2011г. | Коваленко Анна | 10 | Международный конкурс по языкознанию | I место |
12 | Конкурс «Русский медвежонок» | Муници-пальный | Февраль 2011г. | Дмитриева Полина | 10 | Международный конкурс по языкознанию | II место |
13 | Конкурс «Русский медвежонок» | Муници-пальный | Февраль 2011г. | Агафонов Андрей | 10 | Международный конкурс по языкознанию | II место |
14 | Конкурс «Десять слов о моём учителе». | Муници- пальный | Октябрь 2013 г. | Костюченко Елена | 6 | Стихотворение | I место |
15 | Конкурс чтецов «Живая классика» | Муници- пальный | Март 2012 г. | Колонтаевская Анна | 6 | Прозаический отрывок | III место |
16 | Конкурс чтецов «Живая классика» | Муници- пальный | Март 2013 г. | Сибгатуллин Раиль | 5 | Прозаический отрывок | II место |
Результаты ЕГЭ по русскому языку в выпускном 11 классе (2012год).
№ | ФИО учащихся. | Верных ответов. | Балл |
1 | Агафонов Андрей Александрович | 59 | 87 |
2 | Барабаш Дарья Александровна | 46 | 65 |
3 | Гнедаш Екатерина Андреевна | 39 | 58 |
4 | Демченко Наталья Александровна | 43 | 62 |
5 | Дмитриева Полина Станиславовна | 62 | 95 |
6 | Емельяненко Юлия Юрьевна | 45 | 64 |
7 | Заремба Екатерина Сергеевна | 34 | 53 |
8 | Золотарёв Антон Петрович | 34 | 53 |
9 | Клименко Светлана Александровна | 31 | 50 |
10 | Коваленко Анна Сергеевна | 56 | 79 |
11 | Корниенко Максим Александрович | 43 | 62 |
12 | Кочубей Наталья Александровна | 51 | 70 |
13 | Манерко Наталья Сергеевна | 52 | 71 |
14 | Манько Артём Игоревич | 47 | 66 |
15 | Назарова Елена Витальевна | 55 | 76 |
16 | Недашковская Анастасия Олеговна | 60 | 90 |
17 | Пилюшенко Кристина Борисовна | 49 | 68 |
18 | Путилова Дарья Андреевна | 46 | 65 |
19 | Романко Анжелика Игоревна | 46 | 65 |
20 | Свиридова Ольга Петровна | 54 | 73 |
21 | Сенникова Анастасия Александровна | 46 | 65 |
22 | Серый Григорий Андреевич | 43 | 62 |
23 | Столяренко Екатерина Сергеевна | 53 | 72 |
24 | Трубай Дмитрий Владимирович | 54 | 73 |
25 | Усманова Диана Маруфжоновна | 51 | 70 |
26 | Цыганок Елена Игоревна | 41 | 60 |
27 | Чернышенко Светлана Александровна | 54 | 73 |
28 | Чернявская Анжела Александровна | 37 | 56 |
29 | Шушпанникова Маргарита Игоревна | 52 | 71 |
Средний балл по классу – 68, что на 2,9 выше, чем по краю.
Качество знаний по литературе по окончанию 11 класса составило:
5 | 4 | 3 | 2 | % успеваемости | % качества |
8 | 21 | – | – | 100% | 100% |
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых, старых педагогических истин в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Почти все так называемые «новые технологии» – это хорошо забытые старые.
Новизной представляемого педагогического опыта считаю совмещение, «переплетение» на уроке приемов и методов работы, решающих образовательные и воспитательные задачи. Многообразие типов проектов дает мне возможность решать самые разные задачи обучения и воспитания
учащихся в интересной для них форме. Это позволяет ребятам активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
Технологичность представляемого педагогического опыта.
Предоставленный педагогический опыт полностью воспроизводим любым учителем в любом учебном учреждении, в любом классе. Он не требует специальных технических средств. Элементами данного опыта работы пользуются три учителя в нашей школе и пять учителей из других образовательных учреждений ст. Холмской. Мой опыт по проектной деятельности успешно используется учителями МБОУ СОШ №16 Крымского района.
С этой же темой я выступала перед коллегами края на курсах повышения квалификации в феврале 2014 года.
3.7.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
Основные элементы моего педагогического опыта я решила кратко представить в такой схеме:
Такой подход к обучению и воспитанию подростка обеспечивает комфортное психологическое самочувствие учителя и учащихся, снижение – снятие конфликтных ситуаций на уроке и во внеурочной деятельности, создание благоприятных условий для повышения уровня общекультурной воспитанности подростков.
Выводы.
Учебный проект для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Учебный проект для учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.
Использованная литература.
- Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. – №14. – С. 35-36.
2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.
3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва: «Народное образование» 1998 г.- 256 с.
- http://edu.1september.ru
- Портал «Сеть творческих учителей» http://it-n.ru